Ряд вопросов начал возникать после 25 апреля 2019 в связи с принятием решения Конституционного суда Украины по конституционным жалобам Скрипки Анатолия Владимировича и Бобыря Алексея Яковлевича относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) положений части третьей статьи 59 Закона Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствии Чернобыльской катастрофы».

На момент рассмотрения указанной жалобы ч. 3 ст. 59 Закона Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы» выглядела, как:
"лицам, принимавшим участие в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, других ядерных аварий и испытаний, в военных учениях с применением ядерного оружия во время прохождения действительной срочной службы и вследствие этого стали лицами с инвалидностью, пенсия по инвалидности исчисляется в соответствии с настоящим Законом или по желанию таких лиц - с пятикратного размера минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января соответствующего года".

Долгое время были споры вокруг словосочетание "действительной срочной".

Данное понятие значительно сужало права других ликвидаторов - военнослужащих, поскольку в соответствии с примечанием ст. 10 Закона к военнослужащим относятся: лица офицерского состава, прапорщики, мичманы, военнослужащие сверхсрочной службы, военнообязанные, призванные на военные сборы, военнослужащие-женщины, а также сержанты (старшины), солдаты (матросы), которые находятся (находились) на действительной срочной службе в вооруженных силах, руководящий и оперативный состав органов Комитета государственной безопасности, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, а также других военных формирований.

Данные разъяснения Конституционным судом расставили все точки над «и». Признав такую ​​понятийную коллизию законодателя неконституционной.

В это время пока правоведы и социальные слои разбирались с указанным вопросом и, как можно реализовать свои права, - постановлением Кабинета министров Украины от 26 чeрвня 2019 № 543 были внесены изменения в Пoрядку oбчислeння пeнсий oсoбaм, которые пoстрaждaлы внaслидoк Чoрнoбильськoи кaтaстрoфы, зaтвeрджeнoгo пoстaнoвoю Кaбинeту Министров Укрaины от 23 листoпaдa 2011 № 1210 "прo пидвищeння уровня сoциaльнoгo зaxисту грoмaдян, которые пoстрaждaлы внaслидoк Чoрнoбильськoи кaтaстрoфы».

К данному порядке были внесены изменения в Aбзaц пeрший пункта 9.1 и изложены в следующей редакции:

“9.1. Зa бaжaнням військoвoслужбoвців, зoкрeмa військoвoзoбoв’язaниx, призвaниx нa військoві збoри, які брaли учaсть у ліквідaції нaслідків Чoрнoбильськoї кaтaстрoфи, іншиx ядeрниx aвaрій тa випрoбувaнь, військoвиx нaвчaнняx із зaстoсувaнням ядeрнoї збрoї під чaс прoxoджeння військoвoї служби (військoвиx збoрів) і внaслідoк цьoгo стaли особами з інвалідністю, пенсія по інвалідності обчислюється з п’ятикратного розміру мінімальної заробітної плати, встановленої законом на 1 січня відповідного року, за формулою” 

Что это значит спросите вы?

Все очень просто, данный пункт предусматривает, что все категории военнослужащих в соответствии с примечанием ст. 10 Закона Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы» по желанию могут перейти на пенсию которая исчисляется в пятикратном размере минимальной заработной платы.

О том здесь следует заметить словосочетание «по желанию», то есть если понимать это буквально, то для такого перехода нужно обратиться с соответствующим заявлением в пенсионный фонд.

Важно при подаче такого заявления целесообразно очередной раз подтвердить свой период службы установить факт действительного пребывания ликвидатора на месте или в зоне ЧАЭС, поскольку очень часто пенсионный скорую руку не разбирается в ваших периодах службы, а поэтому сразу пишут стандартную отказ.