Ордер должен содержать название органа, в котором предоставляется правовая помощь адвокатом, с указанием, в случае необходимости, вида адвокатской деяльности

В ордере на предоставление правовой помощи должен быть указан не абстрактный орган государственной власти, а конкретное название такого органа, в частности суда.

Соответствующее положение содержит постановление Большой Палаты от 5 июня 2019 года по делу № 9901/847/18.

Представитель истца подал в Кассационный административный суд в составе Верховного Суда ордер на предоставление правовой помощи, в котором указано, что адвокат оказывает правовую помощь своему доверителю в "органах государственной власти, органах местного самоуправления, предприятиях, учреждениях и организациях независимо от формы собственности и подчинения".

КАС ВС постановил определение о возврате искового заявления на основании п. 3 ч. 4 ст. 169 Кодекса административного судопроизводства Украины, поскольку считал, что оно подписано без подтверждения полномочий такого лица на осуществление представительства.

Не согласившись с таким судебным решением, представитель истца подал апелляционную жалобу, на обоснование которой указал, что законодательство не отделяет суды от иных органов государственной власти в контексте предоставления правовой помощи. К тому же, по его мнению, суды входят в систему органов государственной власти, а следовательно, любой суд, в том числе и Верховный Суд, является именно органом государственной власти. Поэтому указание в ордере на то, что правовая помощь предоставляется в органах государственной власти, свидетельствует, что адвокат уполномочен оказывать правовую помощь клиенту и представлять его интересы в любых судах.

Большая Палата признала такие доводы жалобщика необоснованными, ссылаясь на п. 2 ч. 1 ст. 20 Закона "Об адвокатуре и адвокатской деятельности", в соответствии с которым во время осуществления адвокатской деятельности адвокат имеет право совершать любые действия, не запрещенные законом, правилами адвокатской этики и договором о предоставлении правовой помощи, необходимой для надлежащего выполнения договора о предоставлении правовой помощи, в частности: представлять и защищать права, свободы и интересы физических лиц, права и интересы юридических лиц в суде, органах государственной власти и органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от формы собственности, общественных объединениях, перед гражданами, должностными и служебными лицами, к полномочиям которых принадлежит решение соответствующих вопросов в Украине и за ее пределами.

Кроме того, согласно подпункту 15.4 п. 15 Положения об ордере на предоставление правовой помощи и порядок ведения реестра ордеров, ордер должен содержать название органа, в котором предоставляется правовая помощь адвокатом, с указанием, в случае необходимости, вида адвокатской деятельности.

Следовательно, в ордере должен быть отмечен не абстрактный орган государственной власти, а конкретное название такого органа, в частности суд.

Большая Палата также обратила внимание на то, что обращение в суд с использованием законодательной помощи иных лиц предусматривает подачу в суд надлежащих доказательств действительной воли лица, являющегося участником дела, на уполномочие иного лица на право предоставления законодательной помощи.

Такие доказательства должны исключать любые сомнения относительно подлинности и действия такого полномочия на момент совершения определенного процессуального действия. Доказательства должны быть в оригинале или в форме копии, качественно оформленной лицом, являющимся участником дела, с указанием названия судебного органа, в котором предоставляется правовая помощь истцу.